В Измайловский лес может приехать трамвай. А перекресток шоссе Энтузиастов и Большого Купавенского встанет навсегда

В районе Ивановское проходят общественные обсуждения проектной документации по объектам «Трамвайная линия на участке 3-я Владимирская ул. — район Ивановское» и «Строительство эстакады по основному ходу шоссе Энтузиастов на пересечении со Свободным проспектом и Большим Купавенским проездом»,  включая материалы оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Сразу о главном: трамвайную линию хотят вести через Измайловский лес. И теперь по порядку.

Краткая история трамвая

Планы продлить трамвайную линию, идущую сейчас вдоль ш. Энтузиастов до 3-й Владимирской, появились давно. Линия есть в генплане 2010 г. В районе Ивановское нет метро, подвести его туда, видимо, не получается, поэтому придумали пустить туда ­- а потом, может, и в Балашиху — скоростной трамвай. Проект был амбициозным: две эстакады – через Главную аллею и перекресток ш. Энтузиастов с Б. Купавенским проездом трамвай должен был перепрыгивать, — заменялись трамвайные пути на новые, «скоростные». Короче, все дорого!

Проект планировки линии скоростного трамвая прошел публичные слушания в районах Перово, Ивановское и Соколиная гора в 2013 г. Линия должна была идти по обочине расширенного шоссе, лес она не затрагивала, но, чтобы разместить трамвайный круг в Ивановском, потребовалось изменить границы бульвара: ПК № 62 «Бульвар вдоль шоссе Энтузиастов» и ПК № 62а «Озелененная территория вдоль шоссе Энтузиастов» — будущие обрезки бульвара. Компенсация за них была назначена в пос. Восточный.

Так трамвайная линия выглядит в 609-ПП от 22.10.2014

На слушаниях поднимался ряд вопросов, которые остались без ответа, в частности — как существующие трамвайные маршруты будут уживаться на одних путях со скоростными. Тем не менее проект планировки был утвержден Постановлением правительства Москвы от 22.10.2014 № 609-ПП.

Ситуация на шоссе тем временем быстро менялась: не одним только лоббистам трамвая нужны были бюджетные денежки. Кто-то более расторопный выстроил в отводе, назначенном под трамвай подземные и надземные переходы. С тех пор вопрос, куда же теперь отправится трамвай, закономерно волновал защитников леса. Хотя и трудно было поверить, что кому-то придет в голову сделать такое: люди отправляются на прогулку – с детьми, с велосипедами, — переходят шоссе по подземному или надземному переходу, заходят в лес… И попадают под трамвай.

Схема вырубки под трамвай из нового проекта

Но ничего невозможного нет для московских властей. Поэтому направлялись обращения в мэрию, чтобы донести этот вопрос до умных голов наверху, однако вразумительных ответов не приходило. Потом на госзакупках появились один за другим несколько тендеров на разработку проектной документации. И вот наконец разработанный проект выставлен на общественные обсуждения.

Общественные обсуждения – почему и зачем

Процедура общественных обсуждений отличается от публичных слушаний, к которым все уже привыкли. Они у нас проводятся реже, и повод для этого всегда один: покушение на особо охраняемую природную территорию (ООПТ) – в нашем случае это Измайловский лес, ООПТ «Природно-исторический парк Измайлово». Потому что обсуждается оценка воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС), на объекты животного и растительного мира. И эти обсуждения – необходимая стадия прохождения проекта, затрагивающего ООПТ. Ну и тут уже логически следует: раз общественные обсуждения – значит, трамвай уехал в лес.

Как видно из темы обсуждений, на них выносится проектная документация. То есть вся проектная документация, включая ОВОС. Однако почти всегда этого приходится добиваться (через прокуратуру), так как укоренилась практика, когда предлагается обсуждать только материалы ОВОС. А они могут быть более или менее полными – это ведь только часть проекта, как скомпоновать документы и что в какой том включить, решает проектировщик.

В мутной воде самоизоляции

Сейчас у нас режим самоизоляции, соответственно, участвовать в обсужданиях не так просто: нет экспозиции в управе, нет консультаций с проектировщиком – а они проводятся на таких обсуждениях обычно еженедельно в период экспозиции, на саму экспозицию отводится месяц. Не проводится очное собрание с приглашением представителей дирекции ООПТ, специалистов и чиновников. Во всем придется разбираться самим.

Ну что ж, самим так самим, открываем приложенные материалы – по трамваю и по эстакаде. К оповещению по трамваю приложены два документа, один из которых представляет собой подробное и весьма профессиональное описание природных сообществ в полосе 25 м вдоль шоссе и выводы о воздействии на них (спасибо неизвестному другу!). Рекомендую сохранить его себе всем, кто участвует в защите нашего леса – да и других лесов. Во втором – дендрология, то есть перечень всех деревьев в этой полосе, часть из которых (небольшая) назначена к вырубке. А вот чего в этих материалах нет – так это плана размещения линии трамвая. То есть воздействие есть, а трамвая нет! Есть, правда, отсылка к 609-ПП. Но в 609-ПП, как мы помним, трамвай шел по обочине шоссе. Хотят кого-то обмануть? Ну-ну…

Как выяснить, где пойдет трамвай? В нашем распоряжении только телефон и мейл проектировщика – ООО «Метропроект-М». Не сразу, но удается связаться – и наши опасения подтверждаются: полоса 25 м в материалах дендрологии и есть полоса отвода под трамвай, который «займет, конечно, намного меньше места и зря рубить деревья не будут». Ну, это мы знаем — плавали! После получения разрешения на строительство никто уже не будет смотреть ни на какую дендрологию.

Материалы по эстакаде представляют собой противоположность трамвайных. Автор – ООО «Институт Мосинжпроект». Крайне убогое описание биотопов, достойное пятиклассника со средней успеваемостью, но зато красивые карты проекта, в том числе и небольшой участок трамвайной линии – по крайней мере видно, как она уходит в лес. Да, в условиях самоизоляции не все сумеют их увеличить до читаемой кондиции — кто-то сидит на даче с плохим мобильным интернетом в смартфоне. Но кто-то, наоборот, привез с работы Macintosh с большим экраном для работы на удаленке! Так что складываем трамвай с эстакадой и видим картину маслом.

Памятник природы трамваю под хвост

Если особо не приглядываться, проект похож на прежний – может, обман замышлялся еще в 2013 г.? Масштаб взять поменьше, линию нарисовать потолще – глядишь, граждане и не заметят подмены!

Но мы уж приглядимся, что скрывается под этой жирной линией (далее цитаты по тому «Мероприятия по охране объектов животного и растительного мира» из проекта трамвая).

Планируются к уничтожению 6,3 га природной территории (по моим измерениям получилось 8,8 га):

1) «высоковозрастный липняк, который по своим характеристикам полностью соответствует зональным типам широколиственного леса с характерной для него флорой и фауной» (стр. 12 «Мероприятий»), в котором зарегистрировано 5 видов животных и 5 видов растений, занесенный в Красную книгу Москвы, а также более 20 индикаторных видов животных и 4 индикаторных видов растений (стр. 13 и 14);

2) заболоченный ивняк с березой, в пределах которого «преобладают индикаторные виды животных и растений», причем отмечено, что сложившаяся здесь древесная и травянистая растительность обладает «высокими защитными и кормовыми качествами для диких животных» и выполняет на ООПТ важные водоохранные функции (стр. 15);

3) черноольшанник в пойме Черного ручья, в котором отмечены 2 вида растений и 5 видов животных, занесенных в Красную книгу и который соответствует «типичному для данных условий произрастания пойменному лесу и является средой обитания для свойственных данному биотопу видов растений и животных» (стр. 16-17);

4) разреженный дубняк, который образуют редкостойные крупные дубы, средневозрастные липы, клены и ольхи (стр. 18), которые представляют «значительную природную ценность» (стр. 21).

Это все заповедные участки 31-35 кварталов Измайловского леса (только на отдельных участках зона прогулочно-экскурсионная). Черноольшанник в пойме Черного ручья в квартале 35 Измайловского леса имеет статус памятника природы, см. ст 25 33-ФЗ).

С выводами, которые сделал автор исследования, нельзя не согласиться:

«Обитание диких животных и растений в условиях современной Москвы возможно лишь при условии сохранения здесь их природных местообитаний, что для созданных в городе ООПТ представляет первостепенную природоохранную задачу. Это относится, прежде всего, к наиболее ценным в экологическом отношении зональным типам природной растительности, восстановление которой в условиях Москвы практически невозможно, а также к местам нахождения объектов растительного и животного мира, занесённых в региональную Красную книгу» (стр. 21);

«Реализация предлагаемого проекта сопряжена с изъятием лесопокрытой площади и утратой природных экосистем в полосе строительства. Компенсировать экологические последствия такой деятельности невозможно» (стр. 22).

Указаны растения и животные Красной книги Москвы, которым угрожает трамвай

Вот тут бы и сказать: мы очень рады, что вы сами все поняли, — этот проект осуществлять нельзя, сдайте его в макулатуру! Однако нам предлагают это обсуждать.

Красные линии не оправдание

Из материалов эстакады также можно заключить, что проект затрагивает ООПТ, хотя в перечне нормативно-правовых актов законы об ООПТ – федеральный (33-ФЗ) и московский (№ 48) не упомянуты.

Зато есть упоминание о том, что «согласно схеме функциональных зон (приложение 2 к ППМ от 16.06.2009 №559-ПП) территория в границах проектирования расположена в зоне участков, предоставленных юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с функционированием природно-исторического парка. Небольшой участок попадает в прогулочно-экскурсионную зону. К участку ведения работ примыкают прогулочно-экскурсионная и заповедная зоны. Зона участков, предоставленных юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с функционированием природно-исторического парка, определена по красным линиям УДС шоссе Энтузиастов».

На чем основано это утверждение, непонятно – в Приложении 2 к 559-ПП мы видим тут только прогулочно-экскурсионную зону со стороны Измайлово и заповедную со стороны Терлецкого лесопарка, участок сторонних пользователей (УДС) ограничен проезжей частью шоссе – которое на отрезке между Измайловским лесом и Терлецким идет в границах ООПТ. И красные линии тут ни при чем: в границах красных линий сторонний пользователь обязан соблюдать законодательство об ООПТ и экологические нормы.

Темно-зеленым выделены заповедные зоны ООПТ (карта Приложение 2 из 559-ПП)

Ездить станет «более хуже»

Справедливости ради выйдем из леса и посмотрим на транспортную составляющую проекта. Ведь хотя бы кому-то он должен принести пользу!

Развязка на шоссе Энтузиастов с Б. Купавенским / Свободным проспектом уже после расширения шоссе была организована так, что получила в народе неприличное название. Наивный обыватель может, опять же не приглядываясь, подумать, что эстакада принесет облегчение автострадальцам. Ну кому-то, вероятно, принесет – тем, кто едет из центра Москвы в область. Но не тем, кто живет в Ивановском и близлежащих районах.

В утвержденном 609-ПП проекте планировки эстакада скромная, без съездов, по основному ходу шоссе. На слушаниях обсуждался вариант, что она будет пересекать шоссе по диагонали и по ней пойдет трамвай – его разворотный круг запланирован на четной стороне шоссе. Но от этого фантастичного варианта, очевидно, уже тогда отказались. Теперь же эстакада планируется более грандиозная, со съездами, — значит, весь поток с шоссе будет, как и сейчас, вливаться в Б. Купавенский и Свободный на злосчастном перекрестке. Но только ко всему добавится еще и трамвай, пересекающий шоссе под эстакадой по диагонали!

Было (эстакада от 2014 г.)
Стало (эстакада в 2020 г.)

Ну а сама трамвайная линия – она-то принесет кому-нибудь радость? Собственно Ивановское едет к метро «Новогиреево» – им трамвай особо ни к чему. Южное Измайлово, находящееся на нечетной стороне шоссе Энтузиастов, будет отделено от остановки проезжей частью шоссе – им построят подземный переход, чтобы они сначала перешли на другую сторону пешком, а потом уже на трамвае, перегораживая путь автомобильному потоку, вернулись на свою сторону. При этом на шоссе уже давно есть выделенная полоса для общественного транспорта – в том числе на нечетной стороне. Только по ней почти ничего не ходит, а то, что ходит, имеет такие интервалы, что все равно что не ходит. Свое мнение на этот счет департамент транспорта выразил в ответе: маршрутов автобуса достаточно, а троллейбус и вовсе сняли из-за недозагруженности. Так, вероятно, и трамвай не нужен? Или, может, его надо было бы пустить как раз по этой выделенной линии – он бы прошел под мостами надземных переходов и не оказал бы никакого отрицательного влияния на лес?

Про публичные слушания в Измайлово вежливо забыли

А теперь снова вернемся в лес — с прозаической целью: посмотреть, чьи еще права и каким образом нарушены. Как я писала выше, публичные слушания в 2013 г. проходили в районах Перово, Ивановское и Соколиная гора. Граница районов Измайлово и Перово проходит по границе леса и шоссе. Теперь, когда линия трамвая сместилась в лес, она оказалась в районе Измайлово. То есть возникла необходимость проведения публичных слушаний по проекту трамвая в Измайлове. Они не проводились. А граждане, проживающие в районе Измайлово, имеют право высказаться по существу проекта, а не только по его воздействию на окружающую среду («ПИП Измайлово» — региональная ООПТ, на общественных обсуждениях по ОВОС могут высказаться все москвичи).

Срубивши лес, по бульвару не плачут

Разобраться, что происходит в ходе проектирования с участками природного комплекса, не являющимися ООПТ, — парками, скверами, бульварами, фигурантами (чтобы не сказать жертвами) Постановления правительства Москвы от 19.01.1999 № 38, в котором содержится перечень участков природного комплекса Москвы (ПК) — всегда бывает нелегко: что отрезали, куда прибавили, чем компенсировали – а главное, чем закончилось в итоге, когда проект реализовали. Это постановление пережило уже сотни правок, оно просто рекордсмен по правкам!

К юго-востоку от развязки находится бульвар – ПК № 62 «Бульвар вдоль шоссе Энтузиастов» (озелененная территория общего пользования). По 38-ПП в первоначальной редакции 1999 г. площадь его 5,7 га (по моим измерениям, 5,3 га).

В соответствии с упомянутым уже 609-ПП с ним предлагалось проделать следующие манипуляции. Существующий бульвар аннулировать. Отрезать полосу от придомовых участков домов 94-98 (грабеж со взломом: частная земля переходит в общее пользование) и назначить ее ПК № 62 с прежним названием, но площадью уже 2,51 га. Было ваше – стало общее! А на месте прежнего бульвара все, что останется от трамвайной линии, обозначить как ПК № 62а «Озелененная территория вдоль шоссе Энтузиастов» (площадь — 2,78 га). Не хватило, не сошлось – ну, в придачу «подарили» еще произвольно начерченный квадратик в чистом поле в пос. Восточный: ПК № 110а «Озелененная территория по ул. Южной» (2,0 га). Заглядываем в 38-ПП в последней редакции от 2019 г. и видим: площадь ПК № 62 уже 2,42 га, ПК № 62а – 2,65 га, а ПК № 110а – 1,19 га. Без комментариев. Таят на глазах! Смотрим кадастровую карту – ни один из этих ПК не только как участок не оформлен, но и как территориальная зона (что служило бы хоть каким-то утешением) не отмечен. В новом же проекте указаны ПК с их площадями по 609-ПП, но в контексте «частично затрагивается территория ПК». Насколько частично, не раскрывается.

Ударим миллионами по кризису

Наконец, сколько мы заплатили за разработку этих проектов в преддверии масштабного кризиса в нашей экономике. «Метропроект-М» получит за два этапа контракта на разработку проектной документации 58,2 млн руб. «Мосинжпроект» по шести контрактам – 8,5 млн.

И есть уже контракт на выполнение работ – вынос сетей водоснабжения — на 9,7 млн с «Мосводостоком». Но основные траты, конечно, впереди.

Итог изучения проектной документации крайне неутешительный: мы теряем большой участок ценной природной территории ООПТ плюс озелененную территорию, бульвар, будем давиться в пробках на развязке – и все за сомнительное счастье для кого-то ездить по лесу на трамвае. Чтобы добиться отклонения проекта, нужны серьезные коллективные усилия.

Призываю всех до 7 июня направить свое мнение о проекте через электронную приемную управы района Ивановское города Москвы https://ivanovskoe.mos.ru или по почте в адрес управы: 111555, г. Москва, ул. Саянская, д.18. Также измайловцам надо требовать проведения публичных слушаний по проекту.

Примерный текст заявления и инструкция по ссылке.

Наталья Черевко



Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

19 комментариев: В Измайловский лес может приехать трамвай. А перекресток шоссе Энтузиастов и Большого Купавенского встанет навсегда

  1. Лидия говорит:

    ООПТ ПИП «Измайлово» в настоящее время должен быть сохранен в существующих границах. Мы должны сохранить его для будущих поколений, как сохранили его предыдущие поколения для нас. Никаких безумных проектов за счет ООПТ не должно быть.

  2. Андрей Михайлович говорит:

    Как житель Южного Измайлова, я категорически и двумя руками за проект. Люди и их повседневные страдания важнее. Вырубка полосы под трамвай более чем разумный вариант, учитывая масштабы парка. Почему «исследование» возникло именно сейчас, вот в чем вопрос? Проекту шесть лет и вдруг на последнем этапе этот фолиант с ласками, куторой и чернышём?
    Поживите в Южке, подобирайтесь до метро 40 минут и проблемы черныша, который станет жить на 30 метров ближе к Измайлово, не покажутся вам такими страшными.

  3. Мария говорит:

    Категорически! Против этого Проекта!!!
    Оставьте наш лес в покое!!!

  4. Елена говорит:

    Я категорически против вырубки лёгких нашего района!!!

  5. Асия3 говорит:

    Категорически против уничтожения наших легких. Москва задыхается в смоке авто и заводов. Отклонить вредоносный проект!

  6. Антон говорит:

    Что за идиоты, которые выступают против трамвая? Это совсе больным на голову надо быть.

  7. наталья говорит:

    Я против проекта

  8. наталья говорит:

    Я против проекта

  9. Светлана говорит:

    Против. Оставьте в покое деревья. Вместо трамвая увеличьте количество автобусов и сократите интервалы их движения, упорядочье движение по выделенной полосе и продлите маршруты автобусов до центра и Сокольников

  10. Надежда говорит:

    Категорически против данного проекта и вырубки леса!

  11. Трамвай нежен Жители Южного Измайлова не могут выехать из района а вечером не вьехать Сплошные пробки на Большом Купавенском Жители мучаются уже 40 лет Конечно 0лучше провести метро в Южное Измайлово На Лебедянском пруду необходимо проложить плиточные дорожки для прогулок жителей По грязи ходить никому не хочется

    • Екатерина говорит:

      Вы совсем с дуба рухнули? Какие плитки на лебедянском пруду!!!??? Что значит по грязи ходить не хочется?! Хотите чтобы и это природное место угробили как и терлецкий? А трамвай ценой леса пустить? Вы что-то явно не понимаете, что происходит!

  12. Наталия Николаевна Попова говорит:

    Я категорически возражаю против вырубки Измайловского ( Петровского) лесопарка и строительства трамвайных путей.
    Учитывая наличие выделенной полосы, считаю целесообразным усилить транспортное обеспечение района Ивановское (Южное Измайлово) путем возвращения полноценных автобусов маршрута 702. Наличие маленьких маршрутных такси проблемы не решает.

  13. Евгений говорит:

    К депутатам не пробовали обращаться? Как раз есть не из едра и борются против вырубки Измайловского леса

    • Алевтина говорит:

      Мы и так живём в городе. Это мегаполис, где множество людей едут на работу и обратно. ВАО, безусловно, повезло, что есть такой замечательный лес. Но. Через него идёт уже трамвай (у м. Партизанская, шоссе Энтузиастов в районе Владимирских улиц) метро (м.Измайловская) а также Главная аллея и шоссе Энтузиастов! Можно сколько угодно спасать по одному дереву, если не ездишь на работу в пробках!
      Поддерживаю проекты, направленные на улучшение комфортного проживания в городе, одновременно отдавая себе отчёт в том, что для этого придется чем-то жертвовать.

  14. Дмитрий говорит:

    Одно слово-«временщики». Нахапать пока можно, а после хоть трава не расти. Эти проектировщики и чинуши их поддерживающие свою жизнь связывают с Западом. И плевать они хотели на Россию и её народ. Вот и все….

  15. Измайловский лес — легкие ВАО, в лесу гуляют ВСЕ жители ВАО, особенно в выходные и летом. Леса в Москве жизненно необходимы всем москвичам! Вырубка леса нанесет непоправиый вред экосистеме ВАО. Я категорически против!!!

  16. Алла говорит:

    Категорически возражаю против реализации проекта.
    Охарактеризовать проект могу одним словом «экоцид» москвичей.
    Нам нечем дышать. Услышьте нас.

Добавить комментарий для Мария Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Blue Captcha Image
Новый проверочный код

*